В центр оперативного управления Оршанского горрайотдела по чрезвычайным ситуациям и пожарный аварийно-спасательный поезд Орша поступают сообщения о том, что на 46-м пути станции Орша-Восточная произошел сход двух цистерн и разгерметизация одной из них, перевозящей серную кислоту.
Через образовавшуюся трещину вещество начинает вытекать, что приводит к повреждению стоящей следом цистерны, перевозящей бензин… Рядом – пассажирский поезд, начальник которого передает дежурному по станции информацию о пожаре внутри вагона и пяти пострадавших, двое из которых нетранспортабельны.
К месту чрезвычайной ситуации направляются силы и средства подразделений МЧС, пожарный аварийно-спасательный поезд Орша, восстановительный поезд Орша. Здесь же оперативно создается штаб по ликвидации ЧС под руководством первого заместителя начальника отделения БЖД Виктора Тихоновича, в который вошли должностные лица узла и организаций города.
Все происходит в условиях, максимально приближенных к реальным. Вместо дымовых шашек – огонь, вместо бутафории – спецтехника. Хотя это всего лишь учения, которые прошли на территории контейнерного участка железнодорожной станции Орша-Восточная Минского отделения Белорусской железной дороги.
– План разрабатывали, исходя из анализа аварийных ситуаций, произошедших на подвижном составе железнодорожного транспорта, – рассказывает Виктор Тихонович. – Для ликвидации ЧС задействованы подразделения по чрезвычайным ситуациям Оршанского ГРОЧС, оперативные группы комиссий по ЧС управления Белорусской железной дороги и Минского отделения дороги, объектовая комиссия, силы и средства Оршанского железнодорожного узла.
Оперативно-тактические учения по ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами проводятся на Белорусской железной дороге регулярно. Их цель – совершенствование практических навыков органов управления и сил по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Предыдущие проверки готовности прошли успешно. Подразделения продемонстрировали полную боеготовность и способность четко и оперативно действовать в таких ситуациях.
Первая демонстрационная площадка – пассажирский вагон. В результате пожара в нем заблокирована дверь, 5 пассажиров, двое из которых в тяжелом состоянии не могут выбраться наружу.
Первыми к ликвидации пожара и проведению эвакуации людей приступают проводники горящего вагона. С помощью первичных средств пожаротушения они пытаются максимально ограничить возгорание и вывести граждан.
К слову, при пожаре в пассажирском вагоне создается высокая концентрация токсичных веществ из-за горения пластика, утеплителя и электропроводки, а также сильное задымление вагона.
При сгорании одного килограмма пластмассы выделяется от 500 до 1000 литров токсичных газов, поражающих органы дыхания, нервную систему, зрение.
Скорость распространения огня по пластмассе в десятки раз больше, чем по дереву. При горении синтетических материалов в помещении быстро растет температура, что представляет особую опасность для жизни и здоровья людей. Поэтому для снижения риска в республике введена система сертификации материалов для отделки на соответствие требованиям пожарной безопасности.
Итак, личным составом подразделений Оршанского ГРОЧС производится эвакуация пассажиров из горящего вагона. Людей в задымленном помещении спасают с помощью изолирующих аппаратов.
В кратчайшие сроки производится вскрытие металлических конструкций вагона, спуск на медицинских носилках пострадавших. Несколько пассажиров, получивших ожоги и отравления продуктами горения различных степеней тяжести, передаются бригаде скорой помощи.
Проводятся аварийно-спасательные работы при тушении пожара железнодорожной цистерны, перевозящей бензин, перекачивается топливо из аварийной цистерны в пустую.
На второй демонстрационной площадке происходит разгерметизация железнодорожной цистерны емкостью 60 куб. м с бензином и последующим воспламенением разлитого нефтепродукта.
По словам помощника начальника УП «Минское отделение Белорусской железной дороги» Владимира Седнева, такие пожары всегда приводят к огромным материальным убыткам и нередко – к гибели людей.
– Потому первостепенная задача прибывших на место пожара спасателей – ликвидировать горение, не дать перекинуться пламени на соседние сооружения, – комментирует ситуацию Владимир Анатольевич. – Сейчас демонстрируется способ ликвидации открытого горения бензина на железнодорожном полотне спасателями в специальных костюмах, позволяющих как можно ближе подойти к месту горения и с применением установки комбинированного тушения пожара «Пурга-30» подать воздушно-механическую пену на горящую поверхность. Данный способ тушения горящих жидкостей производится с использованием передовых технологий.
И вот по сигналу тревоги к месту чрезвычайной ситуации прибывает пожарный аварийно-спасательный поезд Орша Минского отделения Белорусской железной дороги.
После тушения пожара спасатели-пожарные с помощью перистальтического насоса М-300 перекачивают оставшееся топливо из аварийной цистерны (среднее время перекачки от двух до трех часов).
К слову, пожарный аварийно-спасательный поезд является основной боевой единицей по тушению пожаров, локализации и ликвидации аварийных ситуаций на Белорусской железной дороге и оснащен всем необходимым современным оборудованием и инструментом.
Фото Ольги Лебедевой
Утечка серной кислоты из пробоины в цистерне ликвидируется при помощи наложения специального пластыря. После герметизации к работе приступает восстановительный поезд Орша, нормативное время развертывания которого – порядка 40 минут.
– Мы отработали взаимодействие со всеми службами, – резюмирует после учений Виктор Тихонович. – Учения прошли без замечаний. Все подразделения сработали слаженно и оперативно. Наши сотрудники повторили и закрепили на практике навыки для работы в сложных условиях при ликвидации ЧС. Мы должны быть готовы к любому развитию событий, и у нас есть все необходимое, чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями.