Главная > Новости > Экология > Что же водится в тихом омуте? В одной из оршанских школ прошел первый «зеленый урок» (ФОТО)


Что же водится в тихом омуте? В одной из оршанских школ прошел первый «зеленый урок» (ФОТО)

15:00, 07.02.2019 5412 Источник: gorod216.by

«Зеленый урок» в рамках экологического мониторинга прошел сразу в 5 школах Орши и Оршанского района. Занятие было посвящено Дню водно-болотных угодий. Мы заглянули на урок к 5«А» классу, где узнали, что же именно водится в тихом омуте и чем же полезны болота. Читайте и смотрите на gorod216.by

 

 


1 февраля сразу в 5 школах Орши и Оршанского района прошли первые "зеленые уроки", посвященные Международному Дню водно-болотных угодий. Всего в Беларуси «зеленые» дипломы имеют 47 школ, а в само движение вовлечены порядка сотни общеобразовательных учреждений.

Напомним, что согласно истории, 48 лет назад (2 февраля 1971 года) в иранском Рамсаре была подписана «Конвенция о водно-болотных угодьях», более известная как Рамсарская конвенция, предусматривающая сохранение и устойчивое использование водоемов. 

В рамках пиар-акции проекта «Экомониторинг», который в Беларуси финансируется ЕС и реализуется ПРООН совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, в ГУО "Средняя школа №16 г. Орши" прошла информационно-познавательная программа, направленная на ознакомление школьников с экосистемой болот. 

3_4

ГУО "Средняя школа №16 г. Орши"



Предварительная презентация проекта «Экомониторинг» по направлению «зеленые школы» прошла в актовом зале школы №16 г. Орши.

Презентация началась выступлением ансамбля народных инструментов «Верас» под руководством Лоскутова Игоря Яковлевича.

4_3

Выступление ансамбля народных инструментов "Верас"

Директор ГУО «СШ №16 г. Орши» Кабешева Галина Яковлевна поприветствовала присутствующих в зале гостей, предоставив слово руководителю проекта.

Руководитель проекта «Экомониторинг» Чабровская Ольга Михайловна рассказала о сути проекта, сделав акцент на необходимости сохранения окружающей среды и продвижении проекта в массы.



5_1

Руководитель проекта "Экомониторинг" Ольга Михайловна Чабровская

Оказывается, чтобы получить статус «зелёной школы», учреждению необходимо соответствовать 5-ти направлениям, среди которых —  биоразнообразие (изучение растений и животных вблизи школы), энергосбережение (изучение способов экономии электричества дома и в школе), водосбережение (изучение способов экономии воды дома и в школе), обращение с отходами (изучение отходов с целью их переработки и вторичного использования), информационно-экологические мероприятия (акции, выставки, конкурсы, инициативы и т д).

По данным исследований за 2018 год, проведенных с помощью проекта, о состоянии окружающей среды думают всего 24% жителей Беларуси. И не просто думают, а совершают конкретные действия, такие как сортировка мусора, энерго- и водо-сбережение. 

На презентации проекта «Экомониторинг» присутствовали представители Оршанской горрайиспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, управления по образованию Оршанского райисполкома, Оршанского районного эколого-биологического центра детей и молодежи.


6_4

Специалист в области образования проекта Клевец Ирина Ромуальдовна

В завершение презентации представители школ-участников «зеленого движения» получили задания от специалиста в области образования проекта Ирины Ромуальдовны Клевец и разъехались по школам проводить первые в городе "зеленые уроки".

Напомним, что "зелёные уроки" прошли в средних школах № 16, 4 и 21 г. Орши, а также в районных школах агрогородков Заболотье и Крапивно.

7_5

"Зеленый урок" в 5«А» классе проходил в лингафонном кабинете, который школа получила в дар от Господина Цуй Цимина — Чрезвычайного и Полномочного Посла Китая в Республике Беларусь.

Занятие проводила Пашкевич Ирина Михайловна —  учитель русского языка и литературы.

2_5

"Зеленый урок" в 5«А» классе под руководством Пашкевич Ирины Михайловны 

Перед началом урока к ребятам обращается Клевец Ирина Ромуальдовна — специалист в области образования проекта.

— Сегодня мы к вам приехали в рамках проекта «Экомониторинг». Наш урок посвящен болотным угодьям, а проходит он в рамках образовательного проекта «зеленые школы». С недавнего времени ваша школа участвует в этом проекте. В конце мероприятия все вы получите интересный сюрприз, где будет написано название сайта. Там можно будет подробнее узнать и о проекте, и о других школах, которые в этом проекте участвуют. Удачи вам сегодня, — улыбается Ирина Ромуальдовна.

9_1

Специалист в области образования проекта Клевец Ирина Ромуальдовна обращается к ученикам

8_1

— Все обходят это место, здесь вода как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи — нет опоры для ноги, — Ирина Михайловна начинает урок с загадки, интересуясь у детей, много ли они знают Всемирных праздников. — А ведь 2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий.

В качестве консультанта на уроке присутствует Виталина — ученица 11 класса. Виталина бойко и уверенно рассказывает детям историю подписания Рамсарской конвенции, а учитель с гордостью рассказывает пятиклашкам, что через 6 лет они точно так же будут учить маленьких. Оказывается, в 1971 году эту конвенцию подписали 18 государств, в 2000 году — 119, а в настоящее время — 160. 


10

Ученики изучают болотную экосистему

— Активно включаемся в работу зеленого мониторинга, потому что мы хоть и маленькая, совсем юная, но все-таки общественность, — продолжает педагог. Слово «болото» вошло в нашу жизнь с малого возраста. Мы слышали его в сказках и в стихах, слышали много выражений с ним. С чем у вас ассоциируется это слово, ребята?

— Мрак, страх, загадочность, смерть, тишина, опасность, — никто из ребят не связывает болото с водой, воздухом и жизнью. 

Ирина Михайловна уверена, что после выполненных заданий дети немного изменят представление о болоте, пусть оно и было окутано тайной с самых древних веков.

Но чем дальше — тем интереснее. Оказывается, дети 21 века свято верят в то, что болота населяют ведьмы, кикиморы, водяные, да еще и леший бродит. С рогами.

Ирина Михайловна и пятиклашки дружно решают двигаться дальше с исключительно новыми представлениями о болоте и его обитателях.

11_1

Выставка детских рисунков «Какое красивое болото»

Ребята вспоминают народные мудрости, связанные с болотом:

— Вам гнило — нам мило.

— Каждый кулик свое болото хвалит.

— Было бы болото — черти найдутся.

— В тихом омуте черти водятся.

— В своем болоте лягушка поет.

1_5

Ирина Михайловна просит детей обосновать данное определение с научной точки зрения.

— Когда вода долго находится в одном месте, она застаивается, — объясняет ученица.

Учитель интересуется, какими эпитетами охарактеризовали дети болото на своем рисунке.

— Живое, дышащее, повествующее, говорящее, поющее, — наперебой высказываются ученики.

Как думают пятиклашки, что же может угрожать болотам?

— Человек, осушение, технологии, засорение, пожар, изменение климата, — рассуждают дети.

12_1

В процессе занятия Ирина Михайловна раздает ученикам предметы, предлагая установить логическую связь между предметами и болотом.

14

Ученики ищут связь между предметом и болотом

Выяснилось, что чайник символизирует аккумуляцию солнечной энергии, сохраняя тепло и воду для производства торфа; бусы — бесценные запасы витаминов; губка — мох, впитывающий воду; ведро с водой — чистую фильтрованную воду; подушка — мягкую тину, сохраняющую баланс между мягкостью и теплом, а ледяная глыба ассоциируется у ребят с возможностью сохранять (консервировать) различные предметы.

15

Ученики ищут связь между предметом и болотом

В ходе «зеленого урока» дети угадывали болотную растительность и местных обитателей. Пятиклашка Ксения даже подготовила для одноклассников специальное задание: от ребят требовалось определить голоса и звуки представителей болотного царства. Определенные трудности вызвали тетерев и лягушка.

16

Ученики выполняют задания преподавателя

18

Ученики угадывают звуки представителей болотного царства

А еще ребята вместе с учителем придумали интересный лайфхак, чем же в лесу можно заменить вату и йод. Выяснилось, что спасением служит не что иное, как мох сфагнум — белый мох, обладающий антисептическими свойствами.

19

Ученики выполняют задания преподавателя

Учащиеся 9 класса подготовили для младших друзей компьютерную игру, с помощью которой ребята смогут проверить и закрепить полученные в ходе урока знания. Задания для мальчиков готовили мальчики, задания для девочек — девочки. 

20

23

Ученики выполняют задания компьютерной игры от старшеклассников

Пятиклашкам необходимо было выбрать представителей флоры и фауны верховых болот, а затем найти среди них те растения, которые занесены в Красную Книгу Республики Беларусь.

22

Ученики выполняют задания компьютерной игры от старшеклассников

Теперь дети могут назвать плюсы болот — это разнообразная растительность, чистая вода, кислород, красивые виды и пристанище для живых организмов. Теперь они уверены, что болота нужно защищать, но защищать с умом, соблюдая природный баланс. 

21

Ученики выполняют задания преподавателя

 

Очень насыщенным получился «зеленый урок». Ученики 5 «А», помимо игр и заданий, вспоминали стихотворения о болоте, любовались картинами с изображением болота, называли связанные с болотной экосистемой профессии.

Но гвоздем программы стала викторина, в ходе которой за правильные и наиболее полные ответы ребята выигрывали замечательные призы. 

25

Ученики участвуют в викторине


—  Надеюсь, ребята, вы поняли, что болото — это уникальная экосистема,
—  обращается к пятиклассникам Ирина Ромуальдовна. — Ведь растения и животные, обитающие на болоте, только там и могут обитать. В другом месте они просто не выживут. Человек, который осушает болота, в первую очередь нарушает их флору и фауну. Животные и растения лишаются дома, затем вовсе исчезают. Хочется надеяться, что о болотах вы уже знаете намного больше, именно поэтому самое время начать викторину.

31_1

Специалист в области образования проекта Клевец Ирина Ромуальдовна вручает подарки участникам викторины

 

Ученикам задают вопросы, связанные с датой праздника и болотными растениями, с количеством болот в Беларуси и их значением в жизни человека, также интересуются последствиями осушения болот. 

Директор Галина Яковлевна вручает победителям подарки: эко-сумки, глиняные горшочки, фирменные фликеры.

26

27

30_1

Директор ГУО "СШ №16 г. Орши" Кабешева Галина Яковлевна вручает призы победителям

"Зеленый урок" в 5 "А" классе ГУО "СШ № 16 г.Орши" завершился игрой, в ходе которой ученики примеряли на себя роли обитателей болотного царства.

33_1

36

Общее фото

В конце занятия были сделаны общие фотографии.

Ознакомиться с материалами проекта «Экомониторинг» можно здесь.

Фото: Яна Костюкова

Читайте также: В Орше пройдет конкурс «Идеальная пара-2019»

Оставайтесь с нами в социальных сетях: 

facebook   messenger   social   insta   58cbe3ace31ff15adc715b82      



Автор: Сказецкая Татьяна, gorod216.by




Не вижу код