Главная > Новости > Проблема > Десятки жалоб и принудительное взыскание: как в Оршанском районе воюют ЖКХ и пенсионерка


Десятки жалоб и принудительное взыскание: как в Оршанском районе воюют ЖКХ и пенсионерка

09:30, 26.07.2018 1429 Источник: СБ Беларусь сегодня

Эта абонентка звонила в собкоровский пункт не единожды. Требовала выезда журналиста на место, для «подтверждения фактов действительности». Главный вопрос: законно ли взимание платы по статье «Капремонт», если дом на балансе не состоит, принят только на техническое обслуживание? Ответы официальных лиц Лидия Дударева называет лживыми – чиновники якобы отвечают, что все правильно и все законно, а на самом деле, мол, это далеко не так. Дом разрушается, жилищно-коммунальные услуги не оказываются,  текущий ремонт не проводится. В ситуации разбиралась корреспондент «Рэспублікі».



Вода наступает

Как оказалось, Лидию Владимировну хорошо знают не только в Оршанском райисполкоме, но и в областном управлении жилищно-коммунального хозяйства, Комитете государственного контроля и даже Генеральной прокуратуре. За что же так упрямо сражается пенсионерка, выступающая от имени жителей восьмиквартирного дома, неужели все действительно настолько плохо? Чтобы проверить это, вместе с и.о. заместителя председателя Оршанского райисполкома Михаилом Дудко и начальником отдела жилищно-коммунального хозяйства Сергеем Желдибаевым едем в Понизовье. По дороге Михаил Михайлович рассказывает: действительно, недочеты были. Он лично разбирался с жалобой сельчанки и выяснил, что предыдущие подрядчики некачественно провели требуемые ремонтные работы. Сейчас ситуация исправляется, на доме работают строители. Да только угодить тамошним жильцам сложно…

А вот и двухэтажка. На крыше трудятся рабочие. Они обустраивают парапет для водослива. Люди в спецовках не очень многословны, но констатируют: жильцы, а вернее одна из них постоянно вмешивается в трудовой процесс со своими советами и требованиями. Они же делают то, что приказывает начальство, и в пререкания не вступают.

К нашему приезду Лидия Дударева уже собрала во дворе «группу поддержки». Среди них и многодетная мама, которой в этом доме недавно выделили арендную квартиру. Вот и первая проблема: в арендном жилище сгнили окна, а менять их предлагают за собственный счет. Откуда взять деньги семье на такой ремонт? А если когда-то придется съезжать – рамы что, с собой забирать? Присутствующие здесь же сотрудники ЖЭУ настаивают на своем: ремонт только за счет нанимателя!

Дальше – больше. Разобраться во множестве поднятых жителями дома вопросов довольно сложно. Территория двора не благоустроена, во время дождя вода заходит высоко в подъезд. Влага наступает не только снизу. Прямо с кровли дождевые потоки падают на стены, разрушая тем самым кирпичную кладку, фундамент, балконные плиты. В квартирах сырость и затекания. В случае ЧП, как было во время последнего весеннего подтопления подъезда, до аварийки не дозвониться, откачать воду некому. О существовании закрепленного за домом дворника, если верить жильцам, они узнали совсем недавно. Подъезды не убираются. За что платить?!

Оплата принудительная

Лидия Дударева показывает кипу бумаг – переписка с официальными органами растянулась уже на несколько лет. В виде протеста гражданка отказалась оплачивать счета за  капремонт и техобслуживание, в итоге через исполнительную надпись задолженность у нее взыскивают в принудительном порядке. В суд она грозится пойти, но пока не идет – говорит, что и ему не доверяет, да и лишних денег нет…

С решением о взыскании Лидия Владимировна категорически не согласна. Утверждает:

– Детальных жировок мы не видим. Настоящих расходов не знаем. Несмотря на неоднократные требования, мне до сих пор не показали документ, объясняющий, почему платежи на капремонт должна взыскивать организация, в которой наш дом так и не был принят на баланс? Техническое обслуживание – это совсем другое дело. Пусть детально разложат на бумаге, сколько денег затрачено на это самое «обслуживание», которого мы годами не видим. Дайте расшифровку фактических затрат с указанием даты, актов выполненных работ, подрядных организаций… Почему все работы делаются некачественно? Неужели ЖКХ, которое должно два раза в год проводить осмотр дома, само не видит явно разрушающихся в одном месте стен?

В кирпичной кладке на самом деле появились трещины. Но, как оказалось, этих разрушений не видела даже сама хозяйка Валентина Стульбо, пока их ей сегодня не показала энергичная соседка. Естественно, никто в обслуживающую организацию по данному поводу никаких заявлений до сих пор не писал и заявок не оставлял.

– Обязательно пришлем мастера, все заделаем, – обещают представители жилищно-коммунальной службы. – А что касается необходимости платить за капремонт и техобслуживание – вам же официально подтвердили: требование законно.

– Назовите мне конкретный документ! Почему этого никто не может сделать? – эмоционально парирует заявительница.

Стандарт, да не тот

Сообща рассматриваем ее архив. В 2017 году ЖЭУ №9 КУП «Оршакомхоз» уже отвечало на этот вопрос и ссылалось тогда на постановление № 571 Совмина. Взять на баланс дом с приватизированными квартирами невозможно – это же не госсобственность. Мне объясняют: ранее дом принадлежал местному колхозу, потом – птицефабрике. В 2016-м его по фактическому состоянию решили передать на техобслуживание ЖКХ. Хотя жильцам прислали извещения о том, что дом передан на баланс и они должны явиться для заключения договоров на обслуживание. Документальную нестыковку коммунальщики объясняют просто: взяли за образец стандартную форму объявления. И тем самым, получается, ввели в заблуждение жителей? «Стандартный» и сам договор, в котором прописано даже обслуживание несуществующего лифта. Лидия Дударева против типовой формы договора и требует откорректировать его конкретно под этот дом. Чтобы все знали: кто, что и кому должен. Тем более в документе четко прописаны обязанности исполнителя: производить перерасчет платы за услуги в случае их неоказания либо оказания с недостатками. А именно этот факт сейчас и пытаются доказать жильцы.

Одним словом, нерешенные коммунальные проблемы и формальный, обобщенный подход к делу и стал причиной конфликта между жильцами и обслуживающей организацией. У каждой из сторон есть свои  аргументы и свои «проколы». Например, оршанскому ЖКХ – по этому самому «фактическому» состоянию (то есть без ремонта) два года назад было передано около 360 многоэтажных домов! Как сейчас залатать все дыры? За раз-два все не охватишь. Но это никак не оправдывает документальных нестыковок и некачественных работ по текущему ремонту. В такой напряженной ситуации особенно нужны взаимопонимание с жильцами, сугубо индивидуальный подход к проблемам, своевременная разъяснительная работа, определение наиболее  важных болевых точек, требующих немедленного внимания.

Воинственный настрой жителей дома в Понизовье тоже объясним. Здание построено в 1974 году. Когда лет 25 назад они приватизировали здесь квартиры, все было в порядке. А теперь жилище практически разрушается. Кстати, сельчанам предлагали создать товарищество собственников, но они отказались. Хотя, возможно, такое объединение сил и интересов помогло бы более быстрому комплексному решению наболевших проблем. Теперь же приходится исходить из того, что есть.

Да, сейчас в доме обустраивают парапет-отлив на кровле, который частично отведет воду от стен. Но он узкий, и даже дилетанту понятно: вряд ли это станет стопроцентно успешным вариантом выхода из ситуации. Тогда, почти полвека назад, строители, возводившие жилище, не стали делать полноценную систему водостока. То есть они заранее обрекли дом на разрушение. В настоящее время, чтобы исправить недостаток, нужны немаленькие средства. Сельчане в разговоре с журналистом вроде бы согласились рассмотреть возможность финансирования работ за свой счет, но решающим фактором станет, конечно же, величина названной специалистами суммы. Возможно, не всем она окажется по карману. Тем более что практически все проживающие в этом доме – пенсионеры.

Пока же в ходе переговоров с жильцами достигнут промежуточный консенсус: до 1 августа им обещано составить детальный акт осмотра дома, смету строительства водосточной системы, проверить работу вентиляции во всех квартирах, подсчитать суммы компенсаций по их затоплению. К этому же времени разберутся и с заменой окон в арендной квартире, где живет многодетная семья. В зависимости от итогов обследования дома, как пообещали в райисполкоме, будет решен вопрос и о целесообразности его включения в титульные списки по постановке в ближайшие годы на капитальный ремонт.

Елена Бегунова. Фото автора





Не вижу код