Сотрудники Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ) находятся в ожидании, когда спадет напряженность вокруг их предприятия. Большие надежды связывают с визитом в Беларусь основного акционера из украинского «Мотор Сича» Вячеслава Богуслаева. Но события этой недели на запорожском предприятии оптимизма белорусским специалистам не добавляют.
Фото: transport-journal.com
23 апреля Служба безопасности Украины провела обыски в административных помещениях заводоуправления, отдела ценных бумаг «Мотор Сич» и по месту жительства отдельных физлиц. Данные действия были связаны с ходатайством СБУ о наложении ареста на акции компании.
«СБУ во взаимодействии с Госфинмониторингом установила, что продажа контрольного пакета акций стратегического объекта ПАО „Мотор Сич“ осуществлялась в адрес физических лиц и компаний-нерезидентов в объемах менее чем по 10%, в связи с чем существуют подозрения о попытке заинтересованных лиц скрыть владельцев существенного участия и реальных бенефициарных владельцев покупателей акций», — говорилось в сообщении спецслужбы (цитата по «Интерфакс-Украина»).
«В настоящее время представители компании-нерезидента намерены противоправно сконцентрировать приобретенный пакет акций, обеспечивающий превышение 50% голосов в высшем органе управления общества, и получить полный контроль над его деятельностью в сфере военных оборонных заказов, что подтверждается материалами дела», — сказано в сообщении.
«Мотор Сич» — один из крупнейших мировых производителей двигателей для авиационной техники, а также промышленных газотурбинных установок. Компания участвует в реализации гособоронзаказа и имеет стратегическое значение для экономики и обороноспособности Украины.
Почетный президент «Мотор Сич», народный депутат от партии «Воля народа» Вячеслав Богуслаев расценил проведенные СБУ обыски на предприятии как «часть плана по его рейдерскому захвату», передает местное издание 061. «Это метод устрашения. [Премьер-министр Украины Владимир] Гройсман обещал, что снимет балаклавы, остановит маски-шоу, а вчера на завод через проходную перепрыгивали сотрудники „Альфы“ в балаклавах», — сказал Богуслаев. По его словам, завод обвинили в диверсии, но предприятие занимается законной деятельностью, готово предоставлять и предоставляет всю информацию.
«Я продал 15% акций и привлек инвестиции. 100 млн долларов в прошлом году и столько же в этом. Но то, что произошло, — это серьезный удар по репутации», — сказал Богуслаев.
Напомним, ранее сообщалось, что СБУ подозревает Богуслаева в незаконной продаже 56% акций предприятия китайским инвесторам. Согласно обнародованным в мае прошлого года планам украинской стороны, в настоящее время «Мотор Сич» и китайская Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment отрабатывают программу партнерства, предусматривающую лицензионное производство украинских авиационных двигателей на мощностях в КНР. Программа партнерства включает также инвестиционные планы китайской стороны вложить порядка 250 млн долларов в модернизацию мощностей ПАО «Мотор Сич».
На 25 апреля было намечено собрание акционеров «Мотор Сич», но оно не состоялось в связи с отказом Национального депозитария Украины выдать реестр акционеров для его проведения.
Данные события не могли остаться незамеченными в Беларуси.
В 2012 году по распоряжению президента Беларуси госпакет акций Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ) купили «Мотор Сич» (около 60% акций) и «Системы инвестиций и инноваций» Александра Садового (почти 40%). Белорусская и украинская компании планировали в течение 2012−2016 годов инвестировать в реконструкцию, модернизацию производственных мощностей ОАРЗ около 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест. Инвесторы намеревались вложить серьезные средства в развитие социальной сферы завода и городского поселка Болбасово, где находится завод. Но не все намеченное удалось реализовать.
С прошлого года ОАРЗ находится в сложном финансовом положении.
Месяц назад мы сообщали о планах властей Беларуси вернуть в свою собственность оршанский завод.
15 апреля в «Главном эфире» на «Беларусь 1» был показан сюжет, в котором 79-летний Вячеслав Богуслаев подвергся критике за невыполненные обещания по модернизации ОАРЗ.
«Общая задолженность предприятия на сегодня порядка 35 млн долларов», — сообщил директор ОАРЗ Павел Случак в телеэфире (для сравнения — выручка за 2017 год была около 25 млн рублей). Как следовало из материалов КГК, датированных концом минувшего года, оршанский завод задолжал акционерам-инвесторам свыше 20 млн долларов (из них «Мотор Сичу» 18,7 млн долларов).
По информации контролеров, предоставленные инвесторами в рамках исполнения инвестдоговора заемные средства использованы на финансирование объектов, не влияющих на производственные процессы, а также на дорогостоящую документацию, цена на которую не была обоснована. В результате завод постоянно испытывал недостаток оборотных средств, для пополнения которых был вынужден активно привлекать банковские кредиты, в том числе на выплату зарплаты.
Впрочем, сложная ситуация была и с истребованием дебиторской задолженности. Ее размер на конец 2017 года составлял 8,3 млн долларов. Почти половина этой суммы касалась ремонта вертолетов в Венесуэле.
Располагая на бумаге достаточным портфелем заказов, завод простаивал из-за неспособности инвесторов организовать надлежащее финансирование и поступление запчастей, констатировали контролеры.
Впрочем, деятельность завода была увязана на тесной кооперации предприятий России, Украины и Беларуси. Однако напряженные отношения между РФ и Украиной создали серьезные препятствия для дальнейшего развития ОАРЗ. На протяжении второй половины 2017 года ситуация стала ухудшаться.
«В принципе по задумке все должно было неплохо получиться. Заказы были, работа была. Но потом конфликт России и Украины, конфликт Богуслаева и Садового… И предприятие в ступоре. При этом [акционеры] стали искать крайних, началась „охота на ведьм“. В итоге одного директора посадили, второй сбежал, еще несколько [топ-менеджеров] под следствием… Из-за амбиций миллионеров страдают обычные люди», — сказал бывший сотрудник завода, близкий к руководству.
В КГК считали, что важным шагом на пути нормализации деятельности ОАРЗ является нормализация взаимоотношений между акционерами. Конфликт возник на почве «взаимных финансовых претензий».
Вячеслав Богуслаев (на дальнем плане) и Александр Садовой (второй справа) во время визита в Администрацию президента Беларуси в 2014 году. Фото: пресс-служба президента Беларуси
При этом в КГК считали, что присутствие ЧУП «Системы инвестиций и инноваций» среди акционеров «утратило всякий смысл». Поэтому было предложено рассмотреть вопрос об ответственности Садового «как не справившегося с обязанностями по защите интересов Республики Беларусь». При этом «Системы инвестиций и инноваций» за четыре года получили от ОАРЗ 1,7 млн долларов дохода. «Смена белорусского акционера позволит провести необходимые переговоры с украинской стороной на предмет дальнейшего участия в деятельности оршанского завода», резюмировали контролеры.
В 2017 году Александр Садовой направил в Генпрокуратуру обращение, в котором сообщил о якобы причиненном заводу и государству бывшим директором Богатыревым (протеже Богуслаева) ущербе в особо крупном размере при расходовании бюджетных средств Республики Беларусь для закупки комплектующих и запасных частей в России, а также срыве заказа по ремонту вертолетов для Минобороны Беларуси. Однако ОБЭП Оршанского РОВД по результатам проверки вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
По информации TUT.BY, сейчас власти более критичны к Богуслаеву. Его ждут в Беларуси на переговоры. На 27 апреля намечено собрание акционеров ОАРЗ. Состоится ли оно? «Пока все в силе. Ожидаем [приезда Богуслаева]», — сказали в приемной гендиректора завода.
По словам собеседников, решение о будущем завода должно быть принято до 1 июля. Но украинский инвестор в случае возможной национализации «не намерен сдаваться без боя».